Купить в 1 клик

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Спасибо за заказ!
Ошибка!
В ближайшее время наш менеджер свяжется с вами.

Мы работаем для Вас!

Время работы:  Пн-Пт   10 -17; Сб.-Вск  выходной

1280x800 532x281
08.окт.2020

Что не так с требованием мэрии Москвы сообщать данные о сотрудниках на удаленке и как его выполнить

6 октября вышел указ мэра Москвы Сергея Собянина, который обязывает все организации и предприятия в городе перевести не менее 30% сотрудников на удаленный режим работы. При этом с 12 октября работодатели должны отправлять в мэрию сведения о таких сотрудниках, включая номера их мобильных телефонов, регистрационные номера автомобилей, номера социальных карт, а также карт «Тройка» и «Стрелка». Заполненную таблицу с данными работодатель должен предоставить в электронном виде на сайте мэра и правительства Москвы. Если компания не предоставит сведения или предоставит их в неполном объеме, ей грозит штраф или приостановка деятельности. Forbes опросил юристов, правозащитников и специалиста по анализу больших данных о том, законны ли эти требования и как предпринимателям избежать ответственности за раскрытие персональных данных.

Это законно?

С точки зрения международной практики указ Собянина вызывает большое количество вопросов: это необоснованные меры слежения и нарушение права на приватность, говорит сооснователь проекта «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян. Об этом же говорится в решении Европейского суда юстиции в Люксембурге, вынесенном на днях: «Государства не должны собирать излишнее количество персональных данных под предлогом борьбы с COVID-19».

С точки зрения российского закона – указ принят, но он противоречит 152-ФЗ «О персональных данных», гарантирующего обеспечение прав и свобод человека при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Кроме того, есть определенные коллизии с трудовым законодательством, добавляет Дарбинян. «Несмотря на то, что Собянин обязует всех эти данные собрать и представить, у работодателей и работников нет обязанности это делать. Поэтому работодатели вполне могут ссылаться на то, что информация, которую требует предоставлять указ, у них отсутствует», — говорит Дарбинян. По его словам, работник не обязан называть работодателю даже номер мобильного телефона, не говоря уже о регистрационных номерах своего личного автомобиля, транспортных картах и т.д. 

С ним согласна адвокат «Агоры» Валерия Аршинова. По ее словам, требования из нового указа мэра «не совсем законны». Трудовой кодекс позволяет работодателю собирать персональные данные работников для реализации трудовых функций и обеспечения безопасности, но здесь идет речь о передаче этих данных третьим лица, а для этого уже нужно согласие работника, говорит она. Кроме того, в указе не сказано, для каких целей будут использованы эти данные. Указ мэра не федеральный, поэтому его юридическая сила ниже, чем у закона о персональных данных и Трудового кодекса, подчеркивает адвокат «Агоры». 

Вы уверены, ведь у нас эпидемия? 

По общему правилу использование персональных данных действительно возможно лишь с согласия их обладателя, но закон содержит исключения, говорит партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Тягай. Они вступают в силу, когда использование данных необходимо для реализации задач в области госуправления и выполнения исполнительными органами власти своих обязанностей.

Учитывая, что определенные полномочия в области защиты населения возложены и на мэра Москвы, то формально требования, которые содержатся в указе, законны, поскольку основная цель предоставления персональных сданных в этом случае – профилактика ухудшения эпидемиологической ситуации, указывает Тягай. При этом есть вопросы к наличию прямой взаимосвязи между такой профилактикой и использованием данных, признает она. Тем не менее, если работодатели не станут исполнять положения указа, то их действия потенциально могут быть расценены как административное правонарушение, предупреждает Тягай.

Что делать бизнесу, ведь мэрия грозит штрафами?

Для бизнеса лучшим решением было бы отправлять отчеты, чтобы не получить штраф, но в этих отчетах указывать, что работники не предоставили информацию, считает сооснователь «Роскомсвободы». Если работодатель все-таки решит предоставлять эти данные мэрии, то это будет иметь последствия и для компании, и для работников, говорит Дарбинян. Сотрудники могут подать в суд на своего работодателя за нарушение их права на охрану тайны частной жизни, а работодатель может получить штраф в случае, если выяснится, что удаленный сотрудник посещает офис, предупреждает он. «Поэтому в любом случае мы никому не рекомендуем предоставлять эти данные и будем обжаловать этот указ Собянина, требовать признать его незаконным и противоречащим федеральному законодательству», — заверил он.

Для того, чтобы себя обезопасить, работодателю нужно правильно оформить документы, говорит адвокат «Агоры» Валерия Аршинова. Разослать сотрудникам требования о предоставлении данных, получить либо отказ, либо согласие: если сотрудник отказался, то в табличках, отправляемых в госорганы, указать, что они не могут предоставить данные по этой причине, объясняет Аршинова. В таком случае не будет нарушен ни Трудовой кодекс, ни закон о персональных данных, уверяет она. 

Если предоставить отчет с отказом сотрудников, что будет?

В форме предоставления сведений, которая является приложением к новому указу, есть пометка «при наличии», говорит ведущий юрисконсульт КСК ГРУПП Ирина Михеева. Работодатель не обязан проверять наличие проездных документов или автомобиля и проводить мероприятия по поиску их номеров, добавляет она: такой обязанности в законодательстве не существует. Также нет нормы о наказании работника за непредставление этих сведений, отметила Михеева. Она подчеркивает, что работодатель не обязан следить за сотрудниками на удаленке, если те решат выйти из дома. Некоторые сотрудники не привязаны к графику – им главное не отсидеть часы, а выполнить задачу, продолжает Михеева, указ мэра не учел эти и многие другие нюансы. «Возможно, целью было психологическое давление, чтобы заставить часть людей работать изолированно», — рассуждает она.

Кроме того, у работников может быть не одна карта, не один автомобиль и не один телефон. Автомобилем может пользоваться другой человек, например, член семьи. Есть компании, которые работают по графику – определенные дни работает из дома одна часть сотрудников, затем другая, рассуждает Михеева. «Много нюансов, которые могут привести к наказанию компании, если проверяющие подойду формально, а, как правило, формальность — одна из характерных черт чиновников», — предупреждает она.

Как продление школьных каникул в Москве и страх перед повторным карантином увеличили спрос на отдых на море

А если вообще ничего не сообщать мэрии? 

Если не подать в мэрию сведения о сотрудниках, работающих на удаленке, это может привести к предупреждению или административному штрафу, предусмотренному статьей 20.6.1. КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», говорит Михеева. Для граждан размер штрафа составляет от 1000 до 30 000 рублей, для должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей, для предпринимателей — от 30 000 до 50 000, для юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Но если работодатель подал сведения без персональных данных, то наложение штрафа незаконно, подчеркивает Михеева.

Поскольку за разглашение персональных данных предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, указ мэра произвел большой резонанс, поэтому некоторые правозащитники предлагают оспорить его безвозмездно, говорит она.

Может ли мэрия сама проверить, где находится человек?

Это не представляет сложности, если отбросить юридическую сторону того, почему вдруг меры, которые обычно применяются для поимки преступников и террористов, начнут применять к рядовым гражданам, говорит руководитель одной из компаний по анализу больших данных. По его словам, техническая возможность отследить местоположение человека в Москве есть, так как операторы связи «практически все» знают про человека. «Например, мои фамилия, имя, отчество и дата рождения довольно уникальны и я зарегистрирован на сайте mos.ru — по этим данным не сложно найти мой телефон, адрес прописки и проживания. Мои фото есть в системе распознавания лиц, которая установлена в камере почти на каждом подъезде, поэтому определить, правда ли я на удаленке или хожу каждый день в офис, не сложно», — заключил он.

Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии

DEFAULT NODE

Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии

Разразившаяся весной пандемия коронавируса жестоко ударила по российской экономике: предприятия во многих отраслях столкнулись с обвалом спроса, перебоями в поставках, необходимостью переводить сотрудников на удаленный режим работы. Совокупная прибыль российского бизнеса без учета малых предприятий, по оценкам международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в марте-мае рухнула на 67% в годовом выражении, ВВП страны во втором квартале обвалился на 8%.

Из 563 российских компаний, чьи финансовые результаты за первое полугодие 2020 года по российским стандартам отчетности были представлены в системе СПАРК на 25 сентября 2020 года, ростом выручки хотя бы на десятую долю процента в годовом выражении могли похвастаться 200. При этом у части из них рост был связан с техническими факторами: особенностями бухгалтерии, переносом заказов с 2019 на 2020 год.

Тем не менее некоторые российские предприятия сумели существенно увеличить свою выручку вопреки или даже благодаря эпидемии коронавируса и введенным карантинным ограничениям. Примеры самых успешных — в фотогалерее Forbes. Многие из них производят — или начали производить этой весной — товары, которые в первые месяцы пандемии пользовались повышенным спросом: бакалею, лекарства, алкоголь, средства индивидуальной защиты. Практически неуязвимыми для весенних потрясений оказались предприятия тяжелой промышленности и компании, обслуживающие гособоронзаказ. А производители золота традиционно отметили очередной кризис ростом выручки.

В итоговую выборку вошли российские компании нефинансового сектора, отчет которых за второй квартал по российским стандартам (РСБУ) был раскрыт в системе СПАРК или на портале раскрытия информации на 25 сентября 2020 года и чья выручка по итогам первого полугодия 2020 года составила хотя бы 50 млн рублей. Мы ранжировали их по росту выручки и сгруппировали по отраслям. Мы также дополнили выборку несколькими отраслями, чьи ключевые игроки отчитываются по международным стандартам (МСФО).

Важно понимать, что отчетность за второй квартал раскрывает лишь небольшая часть российских компаний, в основном крупные публичные предприятия. Да и пандемия коронавируса еще не побеждена. Точнее судить о выигравших и проигравших от кризиса можно будет лишь по итогам 2020 года. 

Главная фотография: 
http://www.forbes.ru/sites/default/files/gallery_images/zzz-tass_37040375.jpg__1602003159__12765.jpg
Тэги: 
коронавирус
кризис
выручка
Отображать в тексте статьи(под снос): 
Не отображать в тексте статьи
Подзаголовок: 
Производители продуктов питания и алкоголя, лекарств и оружия, кораблей, драгоценных металлов и гобеленов и другие российские предприятия, сумевшие увеличить выручку в период коронакризиса — в галерее Forbes
Авторы: 
Татьяна Ломская
Отправить Push-уведомление в iPhone (под снос): 
Не отправлять Push-уведомление
Рубрика (канал): 
Бизнес
Не показывать рекламу: 
показывать рекламу
Не экспортировать в Яндекс и соц сети: 
экспортировать в Яндекс
Топ1: 
не топ1
Топ 3 с текстом: 
НЕ Топ 3 с текстом
Топ 3 с картинкой: 
не Топ 3 с картинкой
Не показывать в списках: 
показывать в списках
Срочно отправлять в соц сети: 
Срочно отправлять в соц сети
Заменить кавычки на ёлочки: 
Заменить кавычки на ёлочки
Проверено корректором: 
Нет
Статус материала: 
Статус: 
У редактора
Не создавать InstantArticles: 
Создавать InstantArticles
Бесплатный материал: 
Бесплатный материал
Дополнительная оплата за трафик: 
С оплатой за трафик
Количество шар: 
0
Количество просмотров: 
0
Количество просмотров за неделю: 
0
Количество просмотров за месяц: 
0
Количество просмотров за год: 
0
Дизайн галереи: 
Стандартный
"Тёмный" материал: 
"Тёмный" материал

 

Название: Что не так с требованием мэрии Москвы сообщать данные о сотрудниках на удаленке и как его выполнить
Ссылка на источник:  http://www.forbes.ru/tehnologii/410755-chto-ne-tak-s-trebovaniem-merii-moskvy-soobshchat-dannye-o-sotrudnikah-na-udalenke

Возврат к списку